Филиал "Верхнелиповская основная школа" муниципального общеобразовательного учреждения "Краснолипковская средняя школа" (Дошкольная группа)

Программа Юный эколог

f7a8969ce6a411c3e3278fcbbbef3c18.jpg


Пояснительнаязаписка


Существующиепрограммы для детского сада содержатраздел ознакомления детей с окружающиммиром, в рамках которого осуществляетсяпознание дошкольниками природы:разнообразия растений, животных, сезонныхявлений, деятельности человека в природе.Материал программ ориентирует воспитателяна развитие в детях гуманного отношенияк живым существам, формирование навыковухода за обитателями уголка природы. Вцелом положительные тенденции программв настоящее время являются недостаточнымидля реализации общей стратегиинепрерывного экологического образования,для закладывания основ экологическойкультуры, экологического сознания.


Обострениеэкологической проблемы в стране диктуетнеобходимость интенсивной просветительскойработы по формированию у населенияэкологического сознания, культурыприродопользования. Эта работа начинаетсяв детском саду – первом звене системынепрерывного образования.


Дошкольноедетство – начальный этап формированияличности человека, его ценностнойориентации в окружающем мире. В этотпериод закладывается позитивноеотношение к природе, к «рукотворномумиру», к себе и к окружающим людям.


Основнымсодержанием экологического воспитанияявляется формирование у ребенкаосознанно-правильного отношения кприродным явлениям и объектам, которыеокружают его и с которыми он знакомитсяв дошкольном детстве.


Осознанно-правильноеотношение детей к природе строится начувственном ее восприятии, эмоциональномотношении к ней и знании особенностейжизни, роста и развития отдельных живыхсуществ, некоторых биоценозов, знанииприспособительных зависимостейсуществования живых организмов отфакторов внешней среды, взаимосвязейвнутри природных сообществ. Такие знанияв процессе общения ребенка с природойобеспечивают ему понимание конкретныхситуаций в поведении животных, состояниирастений, правильную их оценку иадекватное реагирование. Осознанныйхарактер отношения при этом проявляетсяв том, что дети могут сами объяснитьситуацию или понять объяснения взрослых,могут самостоятельно или вместе совзрослыми, понимая ситуацию и знаяпотребности живого существа, выполнитьотдельные трудовые действия, направленныена сохранение и улучшение жизни растенийи животных.


Процессстановления осознанно-правильногоотношения к природе сопровождаетсяопределенными формами поведения ребенка,которые могут служить критерием оценкиуровня его экологической воспитанности.Это самостоятельные наблюдения,проведение опытов, вопросы, стремлениерассказать о переживаниях и впечатлениях,обсуждать их, воплощать в различнойдеятельности (отражать в игре, создаватьизопродукцию, ухаживать за животнымии растениями).


Впрограмме представлено семь разделов.Первый раздел – это элементарныесведения о мироздании, неживой природеЗемли и ее значении в жизни живых существ.Следующие два посвящены раскрытиювзаимосвязи растений и животных сосредой обитания. Четвертый прослеживаетроль среды обитания в процессе онтогенеза– роста и развития отдельных видоврастений и высших животных. В пятомраскрываются взаимосвязи внутрисообществ, жизнь которых дети могутнаблюдать. Подразделы, отмеченныезвездочкой, изучать с детьми необязательно,они могут быть полезны педагогу вкачестве дополнительного материала.Шестой раздел показывает разные формывзаимодействия человека с природой.Особое (оздоровительное) значение имеетпервый пункт, в котором рассматриваютсяпотребности людей (детей) как живыхсуществ и вытекающие отсюда требованияк окружающей среде. В седьмом разделеданы общие рекомендации к распределениюматериала по возрастам.


Программа«Юный эколог» может быть использованав любом дошкольном учреждении, гдепроисходит переход от традиционногоознакомления с природой к решениювопросов экологического воспитаниядошкольников. В программе намеренно недается жесткой привязки задач и содержанияэкологического воспитания к тому илииному возрасту, что позволяет начатьее реализацию в любой возрастной группедетского сада. Данные в программерекомендации к распределению материалапо возрастам позволяют воспитателюосуществлять индивидуальный подход кдетям, регулируя на каждом этапе объеми глубину решения поставленных задач.Во всех разделах программы приведенапозиция «отношение», которая поможетвоспитателю понять, насколько детиприняли и усвоили новые знания.


Неживаяприрода – среда жизни растений, животных,человека


Знания.Дети знакомятся с видимыми явлениямиВселенной. Вселенная – это множествозвезд, которые видны ночью на безоблачномнебе. Солнце – это наша огненная звезда:оно ярко светит на безоблачном небе, сего восходом начинается день, после егозаката наступает ночь. Вокруг Солнцавращаются холодные планеты: Марс, Венера,Земля и другие.


Земля– это планета, на которой мы живем. Нашапланета – это огромный шар, окруженныйслоем воздуха (небо). Большая часть Землипокрыта соленой водой – океанами иморями. Посреди океанов есть суша, твердь– это материки. Их всего шесть: СевернаяАмерика, Южная Америка, Евразия (Европаи Азия вместе), Африка, Австралия иАнтарктида. На планете Земля есть дваполюса – Северный и Южный, на них оченьхолодно, они покрыты вечными льдами иснегами.


Насуше (материках) есть равнины (ровныепространства), горы, холмы (невысокиегоры), реки и озера (с пресной водой).Равнины и горы часто покрыты лесами. Накаждом материке есть разные страны(государства), в которых живут разныенароды. Наше государство называетсяРоссия, в ней много городов и деревень,а самый главный город – столица Москва.


Упланеты Земля есть спутник – Луна. Луна– это тоже планета. Она имеет формушара, по размеру значительно меньшеЗемли, и вращается вокруг нее. На Луненет воды, воздуха, тепла, поэтому там неживут растения, животные, люди. Лунувидно ночью на безоблачном небе. Онабывает разной формы: в виде узкогомесяца, который постепенно становитсяшире и превращается в круглую Луну,затем убывает, снова становится месяцеми исчезает совсем.


Отношение.Дети проявляют интерес к сведениям омироздании: они охотно включаются внаблюдения за небом, с интересом участвуютв занятиях с глобусом и другими моделями,слушают рассказ взрослого, задаютвопросы, отражают свои впечатления оВселенной в рисунках.


Знания.Вода – это жидкое вещество, она льется,течет. Вода не имеет формы, цвета, запахаи вкуса. Поэтому: она принимает формусосуда, в который налита; становитсяцветной, если в нее добавят краску;приобретает соответствующий вкус изапах, если в нее добавить соль, сахар,лимон и т.д. Вода может быть чистой игрязной: чистая – прозрачная, грязная– мутная. Вода может быть разнойтемпературы: холодной, комнатной,горячей, кипятком. Вода может менятьсвое состояние: на морозе она превращаетсяв лед, при нагревании – в пар. Лед бываеттвердый, хрупкий, прозрачный, холодный,от тепла тает и становится водой. Сильныйпар можно заметить – он бывает, когдавода кипит. Пар легкий, беловатый, клубамиподнимается вверх, при охлаждениистановится каплями воды. Белые облака– это большое скопление пара. При резкомсильном охлаждении пар превращается вснег, иней. Снег падает снежинками, онбелый, мягкий, холодный, тает от тепла.


Водаимеет большое значение для жизни. Онанужна всем живым существам – растениям,животным, людям. Человеку нужна чистая,пресная вода. Такая вода есть в реках,озерах, родниках, под землей.


Водаплотная, в ней трудно ходить, но можноплавать. Некоторые животные всегдаживут в воде, они приспособились к этому.


Отношение.У детей развивается познавательныйинтерес: они с удовольствием участвуютв проведении опытов и игр с водой, снегом,льдом, повторяют их самостоятельно вдомашних условиях, задают вопросы оводе.


Знания.Воздух есть везде: вокруг нас, в земле,в воде, в предметах. Он прозрачный,легкий, незаметный, он не препятствуетбегу и ходьбе. Воздух можно почувствовать,когда он движется – дует ветер, работаетвентилятор. Большинство птиц и некоторыенасекомые могут летать, они к этомуприспособлены. Человек летать не может,он придумал разные приспособления дляполета по воздуху: парашют, дельтаплан,самолет, воздушный шар.


Воздухнужен для дыхания всем живым существам:растениям, животным, человеку. Человекунужен чистый, свежий воздух, поэтомупомещения, где находятся люди, надопроветривать.


Отношение.Дети проявляют познавательный интерес,выражают желание участвовать в проведенииопытов с воздухом, в разных играх пообнаружению воздуха.


Знания.Дети знакомятся с почвами – землей,песком, глиной и их свойствами. Земля –темная (черная, серая), рассыпчатая,пропускает воду и становится мокрой илипкой. Глина – желтая (а иногда краснаяили белая), плохо пропускает воду. Когдаглина сухая, она твердая, а мокраястановится липкой и пластичной, ей можнопридать любую форму, можно лепить изнее фигуры. Песок – желтый, рассыпчатый,легко и быстро пропускает сквозь себяводу.


Землянужна всем растениям, они в ней укрепляютсякорнями, растут. В земле есть питательныевещества, которые необходимы растениям.Их нет в глине и песке.


Детизнакомятся с природными камнями: речными,морскими, кусками угля, мела, гранита.Узнают их свойства: речные и морскиекамни твердые, крепкие, разной формы,цвета и величины; морские камни всегдагладкие и округлой формы – такими ихсделало море, постоянное движение волн.Камни можно найти в земле и в воде; мокрыекамни красиво блестят. Уголь – черный,твердый, но хрупкий, пачкается, им можнорисовать. Уголь находится глубоко вземле, его специально добывают шахтеры.Он хорошо горит и дает много тепла. Угольнужен для топки заводам и электростанциям,для обогрева жилища. Мел белый, твердыйи хрупкий – легко ломается, пачкается,им можно рисовать. Мел получают из горнойпороды. Гранит – очень твердый каменьразной пестрой окраски. Его добывают вгорах, обрабатывают, шлифуют – онстановится гладким, блестящим, красивым.Гранитные плиты очень прочные, долгоне разрушаются, их используют встроительстве зданий, памятников.


Отношение.Дети проявляют познавательный интереск практическим опытам с разными почвамии камнями, охотно участвуют вколлекционировании камней, рисуют наасфальте.


Знания.Дети знакомятся с комплексом характерныхявлений неживой природы и их сезоннымиизменениями.


Осень:день постепенно становится короче, аночь длинней; уменьшается количествосвета и тепла, нарастает прохлада ихолод; часто бывают низкая облачностьи моросящие дожди. Такие условия –постепенное уменьшение света и тепла– влияют на растения и животных, онименяют свое состояние и образ жизни –готовятся к предстоящей зиме: травывянут, деревья и кустарники сбрасываютлиству; животные по-разному готовятсяк зиме: одни откармливаются и устраиваютсяна спячку (еж, бурый медведь), другиеделают запасы корма (белка, хомяк).


Зима:ночь длинная, а день короткий, солнцена небе высоко не поднимается, дает малотепла, а от предметов бывает длиннаятень. Холодно, мороз, небо часто серое,облачное, идет снег, иногда бывает вьюга,метель. Растения и животные приспособилиськ суровым условиям зимы: деревья икустарники замерли, стоят без листьев,не растут; травы завяли, но под землейу них сохранились корни и корневища;животные зимуют неодинаково – однинаходятся в спячке, другие активны,питаются запасами, третьи отыскиваютили добывают пищу.


Весна:заметно увеличивается день и укорачиваетсяночь. Солнце светит ярко, поднимаетсяна небе все выше, с каждым днем даетбольше света и тепла. Тает снег, лед,бегут ручьи, реки выходят из берегов.Условия для жизни растений и животныхстановятся с каждым днем лучше, поэтомуони оживают: набухают и затем распускаютсяпочки на деревьях и кустарниках, вырастаетзаново трава, оживают насекомые,возвращаются перелетные птицы,пробуждаются и становятся активнымилесные звери. Все готовятся выводитьпотомство.


Лето:день длинный, ночь короткая, много светаи тепла, солнце в полдень поднимаетсявысоко над головой, в это время отпредметов бывает самая короткая тень,идут теплые дожди, бывают ливни с грозами,иногда после дождя на небе появляетсярадуга. Прекрасные условия для жизнирастений и животных. Все кругом зеленое,много цветов, насекомых, птиц. Лесныезвери растят свое потомство.


Отношение.Отношение детей выражается в познавательноминтересе – они с удовольствием участвуютв наблюдениях за сезонными изменениямиприроды, отражают их в календаре; вэстетических переживаниях – детизамечают красоту природы в разное времягода, самостоятельно отражают ее врисунках, охотно слушают короткиемузыкальные и литературные произведенияна эти темы, рассматривают произведенияхудожников (живопись, графику,фотоиллюстрации в книгах).


Многообразиерастений и их связь со средой обитания


Знания.Дети знакомятся с конкретными видамикомнатных растений, произрастающих вгруппе, узнают их названия, характерныеособенности. Узнают, что растения –живые существа, у них есть свои потребности,и им необходимы определенные условия:питательная почва (земля), вода, свет,тепло, воздух. Без этих условий они немогут оставаться живыми. Эти условияим создает человек: сажает в горшок сземлей, регулярно поливает, иногдаподкармливает удобрениями, ставит всветлое место, не допускает переохлаждения.


Комнатныерастения имеют определенное строение:у них есть корень, стебель, листья, иногдацветы. Корень, а у некоторых и стебельнаходятся в земле; корень всасывает изнее воду и питательные вещества, дышитвоздухом, удерживает растение в почве.По стеблю питательные вещества и влагаподнимаются к листьям и цветам. Листьячаще всего зеленые, их много, ими растениепоглощает свет, дышит. Все органы нужнырастению, поэтому их нельзя повреждатьи ухаживать за ними надо осторожно.Комнатные растения человек специальноразводит для эстетического наслаждения,для красоты. Каждое из них красивопо-своему: листьями, стеблями, цветами.Все растения красивы, если они в хорошемсостоянии, растут, цветут. Красотакомнатных растений достигается созданиемдля них хороших условий. Комнатныерастения могут плохо себя чувствовать(в этом случае они плохо выглядят), еслине удовлетворяются их потребности:бледная окраска листьев, вытянутыестебли бывают при недостатке света;сохнут при недостатке влаги; вянут игибнут при обморожении; не растут (недают новых листьев, побегов), не цветутпри недостатке питательных веществ впочве.


Комнатныерастения имеют неодинаковые потребности,их строение приспособлено к разнымусловиям жизни. Влаголюбивые растенияимеют тонкие листья, их следует частополивать. Засухоустойчивые растенияимеют мясистые листья, утолщенныестебли, в которых запасают влагу, ихследует поливать редко. Светолюбивыерастения ярко-зеленой окраски, яркогорисунка, их следует размещать на окне,ближе к свету. Теневыносливые растениячаще всего имеют темную окраску листьев,их можно размещать недалеко от окна.


Отношение.У детей развивается познавательныйинтерес – они самостоятельно рассматриваютрастения, охотно участвуют в коллективныхнаблюдениях, делают зарисовки в календаре,задают вопросы, слушают рассказывоспитателя. Развиваются эстетическиечувства, умение замечать и оцениватьпривлекательные качества комнатныхрастений: красоту формы и окраскилистьев, вьющихся стеблей, красотуцветущего растения. Дети замечают иэмоционально реагируют на появившиесяростки, бутоны, цветы; охотно участвуютв украшении помещения – в расстановкерастений, кашпо, ваз с цветами, ветками;изображают их в рисунках, аппликациях.


Развиваетсявосприятие комнатных растений как живыхсуществ: дети могут заметить ихнеблагополучное состояние (засыхающиелистья, бледную окраску, вытянутыестебли и др.); обнаружить недостаточностьусловий для их жизни (сухую землю, малуюосвещенность).


Детисочувствуют растению: сообщают воспитателюо замеченных неполадках, охотно выполняютпоручения по уходу за растениями,помогают при их пересадке.


Растенияна участке детского сада


Знания.Дети знакомятся с конкретнымивидами деревьев, кустарников, культурнымии дикорастущими травянистыми растениями,растениями сада, огорода, знают ихназвания, характерные признаки,особенности строения (корень, ствол,стебель, ветки, листья, цветы, семена) иназначение всех органов. Узнают, чтовсе растения – живые существа, что дляжизни, роста, созревания семян они должнысохранять свою целостность, что им нужныопределенные условия: тепло, свет, влага,питательная почва, воздух. Эти условияимеются на участке детского сада, поэтомурастения там растут. Погодные условияне постоянны – в течение года онименяются по сезонам. Растения приспособилиськ жизни в меняющихся условиях.


Самыехорошие условия для растений участкалетом: тепло, жарко, длинный день, многосолнечного света, идут дожди, рыхлаяпочва впитывает дождевую воду, питаетею и питательными веществами корнирастений. В это время много травы, цветов,на деревьях и кустарниках зеленаялиства; у всех растений бурная жизнь –они растут, цветут, дают семена.


Осеньюусловия меняются: постепенно становитсяхолодно, меньше света (укорачиваетсядень), а воды слишком много (идут дожди).В этих условиях травянистые растениявянут, листья на деревьях и кустарникахжелтеют и опадают. Зелеными остаютсяхвойные деревья – у них вместо листьевжесткие иголки.


Зимойусловия неблагоприятные: очень холодно,мало света, земля мерзлая, нет воды,вместо нее снег и лед. Жизнь всех растенийзамирает: деревья и кустарники стоятбез листьев, травянистые растенияотмирают, только у некоторых из них подземлей сохраняются корень и стебель –земля и снег их греют.


Веснойусловия меняются: становится все теплееи теплее, увеличивается день, поэтомусвета становится все больше и больше;от тепла тает снег, лед, появляется вода,оттаивает земля. Растения оживают,начинается новая бурная жизнь: надеревьях и кустарниках набухают почки,появляются листья, цветы; прорастаюттравянистые растения, они цветут.


Люди(дети, родители, сотрудники детскогосада) в трудные моменты помогают растениямучастка, улучшают условия их жизни:окапывают деревья и кустарники, поливаютгазоны в засуху, удобряют почву, утепляютнекоторые растения на зиму.


Отношение.У детей развивается познавательныйинтерес к растениям участка: они охотноучаствуют в коллективных наблюдениях,беседах, в заполнении календарей природы,проявляют инициативу в познании растений– задают вопросы, самостоятельнонаблюдают, строят предположения,рассказывают об увиденном.


Развиваетсяэмоциональное и художественное восприятиекрасоты растений в различные периодыих жизни и при разных состояниях: нежнойзелени весной, пышного разнотравья исочной зелени летом, покоя заснеженныхдеревьев и кустов зимой, разноцветногоосеннего увядания и т.д. Дети учатсясвязывать красоту растений с благополучнымих состоянием (удовлетворениемпотребностей) и хорошими условиямижизни. Учатся воспринимать растениякак живые существа, сочувствовать им,оберегать их целостность. Проявляютготовность участвовать в практическихделах по поддержанию хороших условийдля растений (полив, перекопка земли ипр.).


Многообразиеживотных и их связь со средой обитания


Знания.Дошкольники узнают виды животных,которые содержатся в детском саду ваквариумах, клетках, террариумах: ихназвания, характерные особенности.Формируется представление о том, чтовсе они – живые существа и нуждаются вопределенных условиях жизни, удовлетворяющихих потребности. Эти условия создаетчеловек (воспитатель вместе с детьми),он делает их похожими на естественнуюприродную среду, к которой животныеприспособлены своим строением иповедением. В таких условиях животныехорошо себя чувствуют, не болеют.


Всеживотные разные и нуждаются в разныхусловиях. Рыбы, улитки, раки – водныеживотные, они приспособлены постоянножить в воде: легко передвигаются в воднойсреде, питаются тем, что в ней есть(мелкими рачками, рыбками, водныминасекомыми, растениями), дышат воздухом,который есть в воде, им необходимобольшое и чистое водное пространство,комнатная температура, свет, разнообразныйкорм; некоторым рыбам, ракам необходимоукрытие.


Птицы– наземно-воздушные животные, ониприспособлены летать по воздуху, питатьсяв светлое время суток тем, что находятна земле и в воздухе (семенами растений,насекомыми и мелкими животными). Для ихсодержания необходимы: светлое место,достаточное воздушное пространство(просторная клетка, вольера), разнообразныекорма, в весенне-летний период нужныгнезда для выведения потомства.


Мелкиезвери-грызуны (хомяки, морские свинки)– наземные животные, приспособленыжить в норе, передвигаться по земле,питаться разнообразными растительнымикормами, грызть твердую пищу и предметы.Для их содержания необходимо просторноепомещение, в котором есть укрытие,специальные условия, приспособлениядля движения, разнообразные корма,предметы для грызения.


Приблагоприятных условиях все животныехорошо выглядят, здоровы, активны,вступают в контакт с человеком.


Отношение.У детей формируется понимание того, чтообитатели уголка природы – живыесущества со своими потребностями, чтоо них нужно постоянно заботиться;появляется готовность удовлетворятьэти потребности, участвовать в созданиии поддержании необходимых условийжизни; развивается умение отличатьхорошее самочувствие (нормальноесостояние) от недомогания, радоватьсякрасоте проявлений здорового животного,замечать болезненное состояние,беспокоиться по этому поводу.


Удетей развивается познавательныйинтерес к обитателям: самостоятельныенаблюдения, вопросы, сообщения, активноеучастие в коллективных занятиях, беседах,желание узнавать новые сведения. Детиохотно отображают впечатления визодеятельности, игре.


Знания.Дети получают представления о кошке,собаке, корове, овце, лошади, свинье,козе и других домашних животных,характерных для данной местности, узнаютих названия, особенности внешнегооблика, поведения. Узнают их детенышей,понимают, что жизнь этих животных тесносвязана с человеком: он создает для нихвсе необходимые условия (строит теплоепомещение, кормит, заготавливает кормавпрок, ухаживает), использует в хозяйстве,они не боятся человека, при хорошемобращении привязаны к нему. Домашниеживотные не приспособлены самостоятельножить в естественных природных условиях,без заботы человека они дичают, могутпогибнуть.


Отношение.Дети проявляют интерес к жизни домашнихживотных: охотно наблюдают за ними, заих поведением, задают вопросы, слушаютрассказы, сказки. Понимают их желания,потребности, проявляют готовностьухаживать за ними, умеют правильнообращаться с ними (гладить, играть,ласково разговаривать). Любуются ими,их красотой, силой, ловкостью, грациозностью,преданностью и пр., отображают этивпечатления в игре, изодеятельности.


Знания.Дети знакомятся с конкретными видамиптиц своей местности, узнают их названия,характерные особенности внешнегооблика, поведения. Выясняют, чем питаются,как приспособлены к наземно-воздушномуобразу жизни, к сезонно меняющимсяусловиям неживой природы. Узнают, чтозима очень трудный период для птиц: малокорма, нет насекомых, холодно, короткийдень (в светлое время птицы не успеваютпрокормиться). Разные птицы по-разномуприспособились к жизни в зимнее время:одни, которые кормятся насекомыми,улетают в теплые края, где нет снега иморозов, это перелетные птицы; другиена юг не улетают, кормятся семенамирастений, остатками пищи человека,приближаются к его жилью, это зимующиептицы.Человек может помочь зимующимптицам, подкармливая их крошками хлеба,семенами различных растений.


Отношение.Дети проявляют интерес к жизни птиц,коллективно и самостоятельно наблюдаютза ними, задают вопросы, сообщают о своихвпечатлениях, любуются ими, их поведением,их полетом. Охотно участвуют в подкормкезимующих птиц.


Рости развитие растений и животных, их связьсо средой обитания


Знания.Дети узнают, что новое растениеможно вырастить из семени, что от одногосемени можно получить много семян;получают представление о стадиях ростаи развития однолетних культур (на примерецветочных или огородных растений): семя,проросток, наращивание зеленой массы(период вегетативного роста), цветение,плодоношение (образование семян). Вразные периоды роста растению нужныразличные условия. Молодое растение –слабое, хрупкое, с ним надо обращатьсябережно и осторожно, чтобы не повредитьего.


Новыекомнатные растения можно вырастить изчеренка, листа, луковицы, делением куста.Вновь посаженное растение слабое, егонадо часто поливать, оберегать от яркихсолнечных лучей, сквозняка. На этотпериод для него можно создать тепличныеусловия.


Отношение.Дети с интересом участвуют в выращиваниирастений, с готовностью выполняютуказания взрослых по уходу за ними,охотно наблюдают за растениями, замечаютизменения, делают зарисовки в календаре.


Знания.Дети узнают, что птицы размножаются,откладывая яйца: самка откладывает яйцав гнездо и насиживает их. Сначала птенцырастут и развиваются в яйце, им нужнотепло, самка сидит на яйцах и согреваетих. Затем птенцы вылупляются, родители(самка и самец) создают все необходимыеусловия для их роста: кормят, обогревают,охраняют и защищают. Птенцы растут истановятся взрослыми: могут самостоятельнонаходить корм, строить гнездо, откладыватьяйца и выращивать потомство.


Отношение.Дети с интересом наблюдают загнездостроительной деятельностью птиц,выращиванием птенцов; сообщают о своихнаблюдениях; проявляют готовностьсоздать особо благоприятные условиядля них: не шуметь возле гнезда, вестисебя сдержанно и следовать рекомендациямвзрослых, подкармливать птиц; проявляютвосторженное, бережное отношение кптенцам.


Знания.Дошкольники узнают, что у зверей,у самочек, родятся живые детеныши.Сначала они маленькие и слабые, о нихзаботится мать: кормит их своим молоком,вылизывает, согревает, охраняет гнездо,защищает. У некоторых зверей ей помогаетсамец. Детеныши растут, выходят изгнезда, играют, мать учит их отыскиватькорм, по-прежнему охраняет и защищает.Довольно быстро малыши вырастают,становятся взрослыми, могут сами добыватькорм, защищаться от врагов, выводитьпотомство. Человек заботится о детенышахдомашних животных.


Отношение.Дети проявляют чуткость и заботу омолодых животных, бережное отношениек ним, готовность ухаживать за ними,стремятся создать для них хорошиеусловия, готовы поступиться ради нихсвоими желаниями, радуются их играм изабавам, интересуются их жизнью, наблюдаютза ними, с удовольствием слушают рассказыо них, задают вопросы.


Жизньрастений и животных в сообществе


Знания.Дети узнают, что лес – это сообществорастений и животных, которые живутвместе и нужны друг другу. В лесу несколькоэтажей растений: высокие деревья, деревьяпониже, кустарники и травы. На всехэтажах леса и в почве обитают животные.В лесу много животных, которые питаютсяразличными частями растений: листьями,плодами, корой, почками, цветами(заяц-беляк, лось, белка, лесные птицы инасекомые). В лесу много мелких и крупныххищников, которые питаются другимиживотными (лиса, волк, еж, бурый медведь,куница, барсук). Все обитатели лесазависят друг от друга. Они приспособленык жизни в лесу: легко передвигаются (поземле, в почве, по деревьям), находятразнообразную пищу, убежище, устраиваютместо для выведения потомства (норы,гнезда, берлоги). Растительноядныеживотные приспособлены защищаться отврагов, хищники – преследовать добычу.Многие животные имеют маскировочнуюокраску. Все животные приспособлены ксезонным изменениям погоды (например,под зиму запасают корм, ложатся в спячкуи пр.).

Детипостепенно накапливают знания о наиболеераспространенных лесных животных, ихприспособленности к жизни в разныесезоны в условиях леса, взаимоотношенияхс другими его обитателями.


Бурыймедведь – громадный сильный всеядныйзверь. Питается в теплое время годамолодыми побегами растений, леснымиягодами, плодами диких фруктовыхдеревьев, желудями, грибами, червями,муравьями и другими насекомыми, медомдиких пчел, может ловить в реке рыбу,совершает набеги на поля зерновыхкультур (овес, гречиха, пшеница). На зимуон залегает в берлогу и спит все холодноевремя, ничем не питаясь. Медведь, которогоподняли среди зимы, становится «шатуном»– в поисках пищи бродит по лесу, заходитв деревни, нападает на диких и домашнихживотных. В это время он очень опасен.Зимой у медведицы в берлоге родятсяодин-два медвежонка, они питаются молокомматери. Весной, когда нет растительногокорма, медведь становится хищником.Медведь может быстро и бесшумнопередвигаться по лесу, залезать надеревья, плавать, недолго ходить назадних лапах. Медведь умный зверь, онподдается дрессировке, поэтому частоявляется артистом цирка.


Заяц-белякхорошо приспособлен к жизни в лесу.Круглый год он питается растениями:летом – травой, листьями, грибами,молодыми побегами; зимой – корой молодыхдеревьев (березы, осины, ивы), веткамикустарников, сухой травой, сеном. Еговрагами являются крупные хищные животные– волк, лиса, сова, но беляк может от нихзащищаться. Он быстро передвигаетсяпрыжками, потому что у него длинные исильные задние лапы. Заяц может запутыватьследы, делать большие прыжки в сторону,отбиваться от хищника задними ногами,лежа на спине. Зимой у зайца шерсть белаяи густая с подшерстком, летом – сераяи редкая. Заяц-беляк не строит нор. Унего большие раскосые глаза, длинныечуткие уши, он вовремя может заметитьопасность и убежать. Ранней весной узайчихи родятся зайчата, она кормит ихжирным молоком и убегает, чтобы невыдавать их. Через день-другой их покормитдругая зайчиха, а потом они сами начинаютесть траву.


Белкахорошо приспособлена к жизни на деревьях:легко бегает по стволам вверх и вниз,прыгает с ветки на ветку, с дерева надерево. У нее сильные лапы (особеннозадние) с острыми когтями на пальцах идлинный пушистый хвост. Белка устраиваетсебе гнездо в дупле старого дерева, приего отсутствии – строит гнездо из веток.Ранней весной у белки появляются 4 – 5бельчат, мать кормит их молоком, оберегаети согревает. Белка питается разнообразнойрастительной пищей, которую находит надеревьях. Она ест молодые побеги, желуди,орехи, семена хвойных деревьев. Белкаможет полакомиться насекомыми, птичьимияйцами. На зиму белка запасает корм –складывает в дупло желуди и орехи,накалывает на сучки грибы. Зимой онаспит в дупле, укрывшись хвостом, какодеялом. Главный враг белки – куница,эта хищница тоже хорошо бегает подеревьям. Белка убегает, прячется вдупле, выручает ее и маскировочнаяокраска шерсти. Как и другие звери,весной белка линяет, ее шерсть становитсярыжей и редкой. На зиму вырастаетподшерсток и новая серебристо-сераяшерсть, которая делает ее незаметнойсреди заснеженных деревьев.


Еж– насекомоядное ночное животное,проживает не только в лесу, но и наприусадебных участках. Лучше всего унего развито обоняние. Питается онжуками, личинками, слизняками, дождевымичервями, которых может добывать дажеиз-под земли. Иногда его добычей становятсялягушки, ужи, мыши, птенцы. Питается ежтакже и упавшими с деревьев на землюплодами. Еж мало чувствителен к укусамядовитых змей, поэтому иногда поедаетих. Еж шумный зверек (топает, фырчит),легко себя выдает, но имеет хорошуюзащиту от нападения. При опасности онподнимает острые иголки, иногда шипит,подпрыгивает, чтобы уколоть того, ктонападает. Он имеет маскировочную окраску,становится незаметным, когда тихо сидитв кустах. Его враги могут справиться сним: филин может разодрать сильнымикогтями, а лиса катит его к воде, сталкиваетв воду, где он разворачивается, а потомхватает за мягкий живот. На зиму ежустраивается на спячку. В ямке или подкорнями дерева он устраивает гнездо, вкоторое на иглах притаскивает опавшиелистья. В середине лета у ежихи появляются3 – 6 маленьких ежат с мягкими иголочками.Мать выкармливает их молоком[1].


Отношение.Дети, приходя в лес, соблюдают правилаповедения – не мусорят, не уничтожаютнасекомых, не ломают растения, не разоряютптичьи гнезда, норы животных, муравейники,не топчут грибы. Умеют наслаждатьсяобстановкой леса: тишиной, спокойствием,прохладой, шорохами, пением птиц,журчанием ручья, лесными запахами,учатся правильно (не ломая растений)собирать ягоды, грибы.


Развиваетсяпознавательный интерес к жизни леса:дети самостоятельно наблюдают разныеявления, задают вопросы, охотно слушаютрассказы, участвуют в обсуждении.


Знания.Тайга – это лес, в котором преобладаютхвойные деревья. Тайга в России находитсяза Уралом – в Сибири. В таежном лесумало кустарников, трав, потому что подгустыми хвойными деревьями темно. Таммного ягод – черники, брусники, многомхов и лишайников. В тайге водятся разныеживотные: волки, бурые медведи, рыси,соболи, куницы, белки, росомахи.


Знания.Тропические леса произрастают в странахс теплым климатом, где подолгу стоитжара, не бывает холодной зимы и льетсямного дождей. Тропические леса есть вАзии, в Южной Америке, в Африке. В Россиитропический лес растет только напобережье Черного моря. В тропическомлесу много лиственных деревьев и лиан,которые их переплетают, мало кустарников.Такой лес труднопроходим. В нем водитсямного разных животных, например змеи,ядовитые насекомые. Человеку опаснонаходиться в тропическом лесу.


Знания.Дети узнают, что пруд, озеро – этосообщество водных и прибрежных растенийи животных, которые связаны друг сдругом.

Впруду живут растения, которым подходятего условия, в воде плавают мелкие водныеживотные (рачки, личинки, насекомые),мелкие и крупные рыбы, лягушки. Возлепруда почва насыщена водой, поэтому тамрастет много влаголюбивых растений.Возле водоема много комаров, стрекоз.Они откладывают яички в воду, там из нихвыводятся личинки, которые черезнекоторое время превращаются во взрослыхнасекомых. Новые комары и стрекозывылетают из воды и живут возле нее. Рядомс прудом селятся водоплавающие птицы.Водой пруда (озера) пользуется человек:берет ее для полива садовых и огородныхрастений, для других сельскохозяйственныхнужд. Пруд (озеро) нельзя засорять.Грязный пруд постепенно превращаетсяв болото, в нем меняется вся жизнь.


Отношение.Дети проявляют интерес к рассказам ожизни водоема, задают вопросы, участвуютв установлении связей между обитателямиводно-прибрежной зоны, не оставляютмусор на берегу, не бросают его в воду,любуются красотой водной поверхности,полетом стрекоз, растениями, вечернимтуманом, слушают шорохи и звуки обитателейпруда (кваканье лягушек и т.д.).


Знания.Море – это огромное водное пространство,часть океана, которая находится рядомс сушей или внутри нее. В море соленаявода. На море бывает шторм – оченьбольшие (с высотный дом) волны. Штормопасен для лодок, пассажирских и военныхкораблей и т. д. Моря есть во всех странахсвета. Иногда вода в морях бываетопределенного цвета, за что они получаютсвои названия. Есть Красное, Белое,Желтое и Черное моря. В сказке моребывает синим.


Вморях и океанах живет много интересныхживотных: киты – самые громадные инехищные животные Земли; дельфины –умные и добродушные, они часто помогаюттонущим людям; есть осьминоги, морскиезвезды. В северных морях водятся тюлени,моржи. Во всех морях много разной рыбы,крупных ракообразных и мелких рачков.Растения растут на мелководье илиплавают в толще воды. Все животные ирастения приспособлены к жизни в водеморей и океанов.


Знания.Дети узнают, что луг – это сообществотравянистых растений, которые любятсвет и солнце. В это сообщество входитмного разных насекомых, наземных птиц.Все они нужны друг другу.


Отношение.Дети самостоятельно наблюдают заразными насекомыми (бабочками, шмелями,пчелами, жуками, стрекозами), рассматриваютцветы, слушают стрекотание кузнечиков.Проявляют интерес к рассказу взрослого,не рвут большие букеты, не бросаютсорванные растения. Любуются разноцветиемлуга, полетом насекомых, отражаютвпечатления в изопродукции, отличаютаромат луга, наслаждаются им.


Знания.Степи – это большие безлесные пространства,на которых растут разнообразные травы.В степях часто бывает засуха, поэтомутам растут засухоустойчивые растения.Самое распространенное растение встепях России – ковыль. Весной, когдав почве степей бывает много влаги, онипокрываются живым ковром из цветов истановятся то голубыми от незабудок,то красными от тюльпанов и маков, тозолотисто-желтыми от адониса.


Вдругих странах степи имеют свои названия:прерии (в Северной Америке), пампасы (вЮжной Америке), саванны (в Африке,Австралии).


Встепях живет много разных животных:копытные (сайгаки), грызуны (суслики,хомяки), змеи и черепахи, насекомые. Вафриканских саваннах живут зебры,жирафы, одногорбые верблюды, слоны идругие животные.


Началомработы по экологическому воспитаниюдетей в детском саду является правильнаяорганизация природной зоны — той частипомещения и участка дошкольногоучреждения, на которой произрастаютрастения, содержатся животные. Продуманнаяорганизация и оборудование зоны должныобеспечивать возможность осуществлятьэкологическое воспитание детей следующимиметодами:


• проводитьмногоразовые наблюдения объектов;


• фиксироватьнаблюдаемые явления доступными длядетей способами;


• обсуждатьувиденное;


• осуществлятьразличные виды деятельности (уход заобитателями природной зоны, общение сними, моделирование явлений природы);


• отражатьвпечатления природы в разных формаххудожественной и игровой деятельности.


Реализацияпрограммы по экологическому воспитаниюуспешно решается при условии созданияв дошкольном учреждении зеленой зоны,а также заинтересованности педагогическогоколлектива в усвоении и передаче основэкологической культуры, в воспитанииэкологической грамотности у родителейи приобщении их к целенаправленнойработе с детьми.


Программаимеет развернутое методическоеобеспечение.


ОдобренаЭкспертным советом по общему образованию.


Программарекомендована Министерством образованияРФ.












































 
8 ноября 2014 в 18:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.